…
Литовского актера Ю. Киселюса ваш корреспондент нашел в Ленинграде на
съемках многосерийного телефильма «Грядущему веку» по роману Г. Маркова.
Дома застать Юозаса теперь непросто: во-первых, после «Долгой дороги…» посыпались
многочисленные предложения от киностудий, а во-вторых, сниматься новый
сериал, кроме Ленинграда и Москвы, Будет в Челябинске, Томске и даже Риме и
Венеции. Путешествовать съемочной группе приходится из-за Киселюса, вернее,
из-за его героя: секретарь обкома партии Антон Васильевич Соболев – человек
сложной, интересной биографии. Он родом из глубинного сибирского села, был
дипломатом, знает партийную работу и «снизу» и «сверху». Режиссер картины
И. Хамраев считает, что Юозасу роли отрицательных персонажей в какой-то
мере противопоказаны, зато над образом современного героя с его сложным
внутренним миром актеру работать интересно. Однако, с другой стороны, Ю.
Киселюс сыграл столько положительных героев, что ваш корреспондент
осторожно спросил его, не боится ли он повторений?
- Раньше
боялся. Сейчас о каждой роли думаю как о единственной. Я не знаю двух
одинаковых ролей…
- …Как
сложилась ваша киножизнь?
- На экране всегда интересно исследовать характер
человека в экстремальных для его души обстоятельствах. Еще молодым
человеком я сыграл несколько типажных ролей, но с особой благодарностью
вспоминаю о фильме эстонского режиссера К.Кийска «Цену смерти спроси у
мертвых», где мне была доверена роль революционера Антона Соммера. Нужно
было сыграть эстонского героя в эстонском фильме, не владея эстонским
языком. И я был рад, что мой герой, скупой на слова, сдержанный,
молчаливый, - это человек, главным образом сосредоточенный на напряженной
духовной жизни.
Затем Я снялся в детективе «Лицо на
мишени» по Честертону у режиссера А. Грикявичуса. К этому времени у меня на
счету уже было несколько образов так называемых положительных героев, и я
искренне боялся, что ничего иного мне в кино не предложат. Поэтому роль
журналиста Гарольда Марча была как глоток свежего воздуха: предстояло
сыграть конформиста, то есть в принципе противоположное тому, что я делал в
«Цене смерти…»
Фильму «Долгая дорога в дюнах» отдано
два года жизни. Я сыграл латыша, человека, в трудное для своего народа
время сделавшего сознательно свой выбор и неколебимо, без громких слов
оставшегося верным своему народу.
- Вы
снимались в многосерийных фильмах, где можно, останавливаясь на деталях,
исследовать героев во времени, и в короткометражках, где характеры
персонажей эскизны. Что для вас привлекательнее?
- Хорошему
шахматисту одинаково интересны и блиц-партии, и обычные, которые могут
длиться много часов. Так и актер – интересно сыграть сложную роль и в
многосерийном фильме, и в короткометражке. Каждая работа требует полной
отдачи, просто разговор со зрителем ведется на разных «киноязыках» и
требует разных средств выражения.
- А как
вы относитесь к многосерийным фильмам?
- Вы ждете
от меня однозначного ответа? Так вот, однозначно плохо я отношусь к многосерийным экранизациям классики.
Удачного, без оговорок, сериала-экранизации я не видел. А посмотрев
телеверсию даже самого большого романа, многие зрители свое знакомство с
книгой считают состоявшимся. При этом не открывается и первая страница. Я
категорически против такой «услуги сериалов».
- А как же «Долгая дорога в дюнах»?
- Этот
фильм создан по иному принципу. В основу положен оригинальный сценарий –
такой путь мне кажется более плодотворным. Именно многосерийность сделала
возможным проследить судьбу целого народа через судьбы отдельных людей. Герои
эти, хоть и названы главными, в фильме не «солируют» - рядом с ними, как и
бывает в жизни, десятки не менее значительных и интересных персонажей.
Просто в данном случае в центре внимания оказались они, а в следующий раз
могут быть их соседи. Зритель понимает это. Такое историко-эпическое
направление сериалов мне по душе. Говоря об этой картине, добрым словом
надо вспомнить атмосферу, в которой она создавалась. Два года вся группа
работала под руководством режиссера А. Бренча на одном дыхании с полной отдачей
и ответственностью. Никто не считал себя временным и случайным, как это
часто бывает на съемках. Вся группа – подчеркиваю, вся! – доказала своей
работой, что кино – искусство коллективное.
-
Трудно ли возвращаться в театр после столь долгого отсутствия?
- Для меня
театр – дом. Кино – гости. Поэтому в театр возвращаешься всегда с радостью,
говоря себе: в гостях хорошо, а дома лучше. Но проходит какое-то время, и
снова хочется новых ролей, новых партнеров, новых впечатлений. И тогда я
спрашиваю себя: не засиделся ли ты дома? Не пора ли в гости?
- Что,
кроме театра и кино, вы любите, чем увлекаетесь?
- Театр,
литература, живопись, кино – это понятно. В этом я могу разобраться. А вот
музыка для меня - всегда чудо. Я
даже не пытаюсь анализировать
причины ее воздействия. Просто счастье, что в жизни есть чудеса.
Люблю спорт. По форме он мне кажется близким именно театру: есть зрители,
есть исполнители, и такая расстановка сил мне понятна и близка. Почтовых
марок не собираю. На зайчишек не охочусь. Отдыхаю, когда интересно
работается.
- Вы
поете?
- Когда
один и уверен, что никто не слышит.
- Как
относитесь к своей популярности и популярности вообще?
- Вообще к популярности отношусь хорошо. Можно в разгар
сезона билет на самолет достать или номер в гостинице получить… А к своей –
с юмором. Я раз и навсегда решил, что все приятные слова, сказанные в адрес
«Долгой дороги…» относятся ко всем участникам фильма, и, разделив все
похвалы поровну, получаю самую малость – благо группа у нас была большая.
А вот что волнует по-настоящему, так это
письма, которые стали в великом множестве приходить от зрителей. К
сожалению, я не могу ответить на все, но каждое воспринимаю как факт
зрительского доверия. По себе знаю, что непросто написать письмо
незнакомому человеку. Это серьезный шаг, которому предшествуют долгие
раздумья, сопоставление своей жизни с судьбой экранного героя, в котором
зритель порой видит того, кто способен его понять. Он не помощи просит –
просто открывает свое сердце, душу. И за одно это я благодарен Артуру
Банга. Большинство писем-исповедей адресовано ему.
Пишут просто: Латвия, Рыбацкий поселок,
Артуру Банга. Так что, уж если быть точным в формулировках, популярен не
актер Киселюс, а его герой – Артур Банга.
Беседу вела Л. Будашевская
*Если Вы будете использовать
материалы этого сайта,
убедительно просим ставить в известность его авторов,
или указывать ссылку на данный источник.*
|